17 июня 2012 г.

Кустарники всерьёз и надолго

Подбирая кустарники для сада, мы должны обращать внимание не только на то, как они сочетаются друг с другом и какие растения вокруг, но и с каких точек мы будем смотреть на «кустарниковые» композиции. Подробнее об использовании кустарников применительно к тем или иным видовым точкам рассказывает ландшафтный архитектор Александр САПЕЛИН.


Что такое видовые точки

Когда мы говорим о видовых точках, важно понимать, что в саду они в известной степени не похожи друг на друга. Есть статические видовые точки, а есть динамические. Статические — это те, в которых мы находимся в относительно неподвижном состоянии (скамья, веранда дома), а динамические — те, в которых мы находимся в движении (повороты дорожек и пр.). Мало того, и в первом и во втором случае обозреваемая картина может быть расположена как достаточно близко от нас, так и на удалении. В итоге образуется как минимум четыре различных варианта восприятия растения или группы растений: с близкого или с дальнего расстояния — в движении или в статичном положении.



Логично предположить, что восприниматься с этих точек пространство будет несколько по-разному, а значит, и строить его мы должны неодинаково. В первую очередь это касается нашейспособности различать детали у декоративных растений, в частности у кустарников, коль скоро мы говорим о них. Если выстроить эти четыре типа видовых точек по мере уменьшения способности различать детали растений, то это будет выглядеть следующим образом: лучше всего мы различаем детали, находясь в статике близко к растению или группе растений. Хуже — вблизи, но в движении. Ещё меньше — из статичного положения, но на расстоянии. И совсем плохо читаются подробности с динамических видовых точек, находящихся на удалении от растительных композиций. Сложным это кажется только после первого прочтения. На самом деле всё просто.

Пёстролистный дёрен с рододендронами, кипарисовиками и можжевельником.

Как учитывать видовые точки при подборе растений

Далеко не все кустарники одинаково красивы как вблизи, так и на расстоянии. Частьдекоративных характеристик, такие как форма кроны, ажурность растения, его общий совокупный цвет, будут по достоинству оценены именно с расстояния (оптимальным принято считать удаление от самого растения на 2,5—3,0 его высоты). Некоторые особенности, например, форма кроны, вблизи и вовсе не просматриваются.

Барбарис Тунберга 'Golden Ring'.

В то же время целый ряд мелких деталей у ряда кустарников (цветы и плоды у некоторых видов, кайма и пятна на листовой пластинке, наросты на побегах и необычная форма листа и пр.), напротив, различимы только в непосредственной близости от растения. Уже на удалении от него на 2—3 его высоты многие из них становятся неразличимыми.
Подбирая растения для композиций, ориентированных на точки разных типов, важно учесть эти характеристики. В противном случае вы можете значительно переплатить в садовом центре за тот или иной сорт, к примеру, с интересной золотистой каймой по пурпурному листу, но этого никто не увидит.

С отведённых точек он будет восприниматься просто пурпурным растением, которое можно было купить дешевле, которое обычно более устойчиво, ну и обладает рядом других преимуществ перед окаймлённым. И, если уж мы берём именно окаймлённое, нужно всеми способами подчеркнуть данную характеристику, давая возможность созерцать его со статической точки в непосредственной близости от него. На деле это означает, что нам надо или посадить его возле беседки, веранды и т. п., или в непосредственной близости от него поставить скамью.


Приводить примеры с такими растениями можно до бесконечности: пробковые наросты у бересклета крылатого и вариегация у керрии японской, плоды птелеи трёхлистной и барбарисов, извилистость побегов у некоторых форм ив и лещин и так далее.
Есть и другой момент, регламентирующий использование разных растений у разных точек.
Дело в том, что детали не всегда бывают декоративными. Иногда они, напротив, таковы, что хотелось бы сделать их неразличимыми. У целого ряда вариегатных форм и сортов кустарников вариегация не самая декоративная вблизи.


Дёрен белый 'Elegantissima'.

Если же мы берём пестролистность вейгел или дёренов, то это действительно достойно кисти живописца, и такие растения одинаково хорошо воспринимаются как вблизи (любуемся рисунком на листьях), так и с расстояния (интересный цвет у пятна растения в целом). У иных же разновидностей пятна на листьях расположены нелогично, бессистемно, имеют не всегда приятный цвет. Часто последние растения ассоциируются или с поражением листвы химическим раствором, или с хлорозом, или с грибковым заболеванием.

Однако снимать со счетов такие растения всё же не стоит. Их просто нужно сажать в правильные места.

Барбарис оттавский 'Silver Miles'.

Например, барбарис оттавский сорта ‘Silver Miles’ вблизи представляет из себя следующее: пурпурные листья, запятнанные грязно- серыми пятнами и полосками разного размера и формы и совершенно бессистемно. Иными словами, выглядит он не самым приятным образом. Но зато с расстояния мы видим цельное пятно куста, которое по цвету отличается от типичного барбариса оттавского. Связано это с тем, что в ландшафтной колористике цвет пятна того или иного растения определяется совокупностью цвета всех его частей, складывается из них. В итоге эти серые пятна, вливаясь в пурпурный, придают ему даже какой-то сиреневый оттенок. Становится ясно, где это растение можно посадить, а где нет. При наблюдении с движения пятна будут ещё больше сливаться с фоном, а уж с дальнего расстояния особенно. Стоит избегать и размещения этого растения около дорожек и тем более у статичных видовых точек, как то: у скамейки, гамака и пр.


Калина гордовина ‘Variegatum’.

Другой пример — калина обыкновенная форма ‘Variegatum’. Похожие на хлороз разводы на листьях не выглядят эффектно вблизи, но с расстояния получается не тёмно-зелёный куст, а почти салатовый, что может быть интересно в целом ряде композиций, например, с теми же пурпурными кронами. Поступаем с калиной так же, а именно — близко не подпускаем, заставляем любоваться с расстояния. Есть и другие примеры таких растений, но главное — усвоить логику и тогда вы сможете решать эти задачи самостоятельно.

Как составить нюансные композиции

Кстати, это свойство растений — образовывать единый цвет из совокупности цвета его частей — помогает создавать интересные нюансные композиции, но созерцать их, конечно, требуется только с расстояния, а ещё лучше с расстояния и в процессе движения по саду. Для начала надо, правда, тщательно проанализировать подбираемый ассортимент.
 
Дёрен белый'Elegantissima'.

Например, у того же барбариса отдельные сорта обладают разной степенью пятнистости. В каталогах часто расписывают то, что такой-то сорт имеет суммарно больше пятен, чем такой-то. Но это последнее утверждение можно подвергнуть сомнению, так как сорта довольно вариабельны, и степень пятнистости (размер пятен, их количество, контрастность с фоном листовой пластинки и пр.) может сильно варьировать.

Это связано с условиями выращивания, с происхождением растений, с состоянием маточников, с которых берутся черенки, и рядом других причин. В связи с этим сорт, позиционируемый оригинатором как более пятнистый, реально у продавца может вполне выглядеть таким же, как его предшественники, или даже менее вариегатным. Однако это ни в коей мере не умаляет преимуществ такого цветового разнообразия, так как именно благодаря ему можно использовать растения нижеследующим образом.


Барбарис Тунберга 'Aurea'.

Если взять в расчёт закон ландшафтной колористики, по которому цвет целого состоит из совокупности цветов отдельных его частей, то у тех же барбарисов при появлении на пурпурном фоне пятен и полосок розового и бежевого цвета осветляется и куст в целом, становясь не свекольным, как обычно, а розовым.

Издалека может показаться, что куст цветёт. Соответственно, разное число пятен у разных сортов будет давать и разную интенсивность (светлоту) розового цвета. Работая со ступенчатыми перепадами от пурпурного к нежно-розовому, можно получить эффектнейшие нюансные сочетания. Усилить это можно также кронированием растений. В этом случае цвет будет только подчёркнут за счёт множества отрастающих молодых (а значит, и самых ярких) побегов.

Аналогичная ситуация и с производными от дёрена белого ‘Argenteomarginata’ (Cornus alba ‘Argenteomarginata’).

 Дёрен белый 'Argenteomarginata'.

Здесь можно получить спектр от зелёно-сизого через фисташковый до почти белого. Только основываться в этом случае на степени «пятнистости» того или иного сорта по каталожным данным или описаниям оригинаторов не стоит. Имеет смысл определять количество пятен экспериментально, глядя непосредственно на экземпляры растений в питомнике. Естественно, те экземпляры, на которых пятна и полоски крупнее и светлее, будут давать и более светлое пятно в саду.

Даже если вы сажаете в своей композиции один сорт дёрена в нескольких экземплярах, часто имеет смысл взять слегка разнокачественные экземпляры от разных поставщиков. Тогда это будет не единая в цветовом отношении масса, а плавно изменяющаяся от объёма к объёму. Единство сохраняется, но монотонность исчезает.

Есть, правда, некоторая несогласованность позиций тех, кто производит посадочный материал, и тех, кто строит сады. В питомниках при появлении нового сорта с бОльшим количеством пятен, чем те, которые были у их предшественников, выбирают последний (например, при появлениибарбариса Тунберга ‘Kornic’ практически исчезла форма, от которой он образован,‘Albo-variegata’).

Барбарис Тунберга 'Kornik'.

Считается, что теперь старые сорта не нужны ввиду появившихся более пятнистых и ярких. Производителя можно понять: ограниченность площадей и пр. Но у нас-то как раз и возникает проблема! Дело в том, что новый сорт был бы наиболее интересен как раз в соседстве с предшественником, играя с ним на нюансе сочетаний, а не вместо него.

Иногда бывает и так, что оригинаторы в погоне за эффектностью и новизной получают формы и сорта, которые трудно отнести по вышеизложенной теории к воспринимаемым вблизи или издали. Недавний пример — появившийся в продаже можжевельник средний ‘Blue and Gold’.


Можжевельник виргинский.

По идее, это тоже пёстрая форма, но правило образования пятна из множества деталей не выполняется, так как у данного культивара не множество мелких и средних пятен, равномерно разбросанных по кроне, а отдельные ветви — голубые и золотистые. Вот тут уж и не знаешь, как применить существующие правила, разве что придумывать новые…

Учитываем аромат и другие «невизуальные» характеристики

Говоря о расположении тех или иных кустарников вблизи или на расстоянии от видовых точек, можно учитывать не только визуально воспринимаемые их характеристики


Сирень обыкновенная в цвету.

Важными являются и ароматы, и наличие съедобных плодов, и шуршание листьев при дуновении ветра. Причём наличие аромата вовсе не повод сразу сажать растение вблизи точки, тем более статичной. Надо подумать, что это за аромат. Некоторые кустарники имеют приятный запах, когда тот уже частично развеян, а при восприятии вблизи он грубоват (напрашивающиеся примеры — сирень венгерская, некоторые сорта сирени обыкновенной).

Некоторые же кустарники и вовсе имеют запахи «на любителя», независимо от того, концентрированные они или успели развеяться (некоторые барбарисы, боярышники). Плоды, часто незаметные,— это просто приятная мелочь: идёшь по дорожке и срываешь ягоду, за ней другую. Здесь не так силён визуальный эффект, но повышение «интересности» сада гарантировано.

Отчасти на расположение растений относительно разных видовых точек может влиять степень колючести кустарника: стоит ли сажать чрезвычайно колючие растения вблизи статичных видовых точек? Наверное, имеет смысл смотреть в каждой конкретной ситуации: что это за видовая точка, как она используется.

 Дёрен белый весной.

Подбирая растения по их декоративным признакам для дальних и ближних местоположений, постарайтесь проанализировать изменения их облика в течение всего сезона. У него могут быть заметные с расстояния цветы, но незаметные, хотя и очень декоративные, плоды. Или наоборот. Возможен также вариант, когда кустарник, не особо интересный с точки зрения формы кроны в облиствленном состоянии, вдруг становится произведением искусства тогда, когда листья облетают. Это тоже повод задуматься о том, как далеко от видовой точки этот вид стоит посадить.


Яблоня с зонтиковидной кроной.

Задача этой статьи не перечислить конкретные виды, формы и сорта для одних и других типов видовых точек. Я привёл лишь некоторые примеры, чтобы пробудить в вас желание анализировать подбираемый ассортимент кустарников ещё и по этим признакам. Возможно, красивый сад можно сделать и без этого, но интересный — вряд ли.


Дёрен канадский - цветы (снимок выше) и ягоды.

Фото автора.
Сапелин Александр

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Очень любопытно! Я долго искал информацию об этом!
Интересно такое надо применять!